"От Фребеля до робота, растим будущих инженеров"
10.09.2020
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ
ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК СРЕДСТВАМИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЁБЕЛЯ
ДО РОБОТА» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Инженерные профессии называют одними из самых
востребованных в будущем. Список будет выглядеть так:
инженеры-конструкторы, которые будут проектировать новое оборудование и
изобретать более современную технику; нанотехнологи, область работы которых –
ультрасовременные нанотехнологии, биоинженеры, дизайнеры виртуальной среды.
Химики, биотехнологи, нефтехимики, занятые во всех отраслях химической
промышленности: от бытовой химии до сложных химических веществ, используемых
при производстве. Но, к сожалению, экономика нашей страны сегодня нуждается в
модернизации. Главной движущей силой модернизации являются кадры –
высокообразованные технические специалисты, ученые и инженеры.
В настоящее время особое значение приобретает практическое
решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-
техническому творчеству, что обусловлено следующими причинами:
- наблюдается сильнейший дефицит инженерных кадров для
предприятий;
- у молодых людей отсутствует понятие о работе инженера,
вследствие чего идет неосознанный выбор специальности, в результате чего
молодые выпускники вузов в дальнейшем не работают по специальности;
- дома творчества и кружки юных техников находятся в
неудовлетворительном состоянии.
Очень важно на раннем этапе выявить технические наклонности
учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель
преемственного обучения для всех возрастов- от воспитанников детского сада до
студентов. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с
основами технической деятельности до 7-8 лет, большинстве случаев не
свяжет свою будущую профессию с техникой.
Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать
инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с
креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической
оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Технические склонности у ребенка можно заметить в старшем
дошкольном возрасте. Такие дети предпочитают играть с машинками и
конструкторами; собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели; часто
рисуют транспорт и технику; пытаются самостоятельно что-нибудь
"починить"; любят помогать отцу с ремонтными работами; разбирают
игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе
развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности
является актуальной и востребованной.
Помочь ребёнку в раннем возрасте развить инженерное
мышление помогут различные образовательные программы, в том числе и парциальная
программа «От Фрёбеля до робота». Целью данной программы является разработка
системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук
средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
1.в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать
в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную
возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке
детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому
и дидактическому обеспечению);
2.формировать основы технической грамотности воспитанников;
3.развивать технические умения в специфических для дошкольного
возраста видах детской деятельности;
4.обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными
техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5.оценить результативность системы педагогической работы,
направленной на формирование у воспитанников, в соответствии ФГОС ДО,
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового
оборудования.
Этапы непосредственно образовательной деятельности:
-введение нового понятия и логическая взаимосвязь;
-техника безопасности;
-схемы, карты, условные обозначения;
- стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей);
-стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение
детьми хода своих рассуждений);
-конструирование/экспериментальная деятельность;
-инженерная книга;
-обыгрывание моделей;
-формирование деятельности объектов;
-размещение моделей в среде группы.