ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЁНОК
21.10.2022
Признаки повышенной тревожности у детей
- суетливость,
повторяющиеся движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание
ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность;
- желание
много говорить или, наоборот, напряженное молчание;
- трудности
засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка
деятельности;
- боязнь
любых, даже незначительных, перемен;
- неуверенность
в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).
Ваш ребенок может проявлять признаки тревожности, если:
- У ребенка
тонкая нервная организация, он чувствительный и впечатлительный.
- Тревожное
поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живете в ожидании
негативных событий и последствий.
- В семье
происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует, как
изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам придумывать
причины этих изменений, представляя себе реальность значительно более
страшной, чем она есть.
- Ребенок
привык опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может
оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и
небезопасной.
- В вашей
семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о
том, за что ребенок получает наказание, за что - поощрение. Нет разумного
распорядка дня, традиций, ритуалов.
- Вы
требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства.
Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и
начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
- Вы даете
ребенку множество тревожных посланий: «Ты упадешь... У тебя не
получится... Ты неловкий... У тебя всегда так...» В этом случае ребенок
начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми
задачами.
- Вы
транслируете ребенку тревожно - негативное представление об окружающем
мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница
заругает, милиционер заберет, тебя никто не будет любить» и т.д.
- Ребенок
пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не
смогла справиться самостоятельно.
Родителям
важно знать, что:
Тревожных
детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их положительные
качества, хвалить. Ребенок должен постоянно убеждаться на собственном
опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
В
постоянно меняющемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна
стабильность. Ее может дать уверенность и психологическая устойчивость
родителей и основательность семейной системы, последовательность в воспитании.
Если
перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних
животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание
его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие
информации и непредсказуемость жизни — вечные источники тревоги.
Тревожным
детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к
прогулке). Важно заранее предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит
делать, чтобы он психологически подготовился. К тому же следует понимать, что
ему очень трудно оставлять дело незавершенным.
Полезно
обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
Ребенку
необходимы положительные послания относительно его возможностей. Не критическое
«Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту.
Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей
тревоги.
Важно
формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать
его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее
результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и
почему. Не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Не
надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно
выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам
не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
Для
тревожных детей очень полезны игры на свежем воздухе, игры с творческим
материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды
водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
Желательно
постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не
только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям
важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им
принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества.
Если
вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со
всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято
вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он - хорош и мир вокруг
интересный и разный.
Педагог – психолог Онгороева А.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.01.2023
Дата обновления: 03.01.2023
Дата публикации: 21.10.2022