ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
25.02.2022

Ребенок еще не владеет психологическими
защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и
желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным
обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые
впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь
стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни
случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с
раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз
возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка
воздействует на его поведение и чувства.
Несомненно, большая часть родительских
установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути
ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это
своеобразные инструменты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в
окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в
поколение положительных установок, охраняющих человека, являются
пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро
побеждает зло, а мудрость — глупость.
Внимательно рассмотрите таблицу часто
встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те
последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать
положительные установки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем
жизненном пути?
Проанализируйте, какие оценки и
установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было
очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке
веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
СКАЗАВ ТАК: |
ПОДУМАЙТЕ О
ПОСЛЕДСТВИЯХ |
И
ВОВРЕМЯ ИСПРАВЬТЕСЬ |
«Горе ты мое!» |
Чувство вины,
низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с
родителями. |
«Счастье
мое, радость моя!» |
«Ты плохой,
обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» |
Чувство вины,
страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от
родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей |
«Я
люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил» |
«Плакса-вакса,
нытик!» |
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи |
«Поплачь,
будет легче...» |
«Никого не
бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» |
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
«Держи
себя в руках, уважай людей!» |
«Не твоего ума
дело!..» |
Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчужденность, конфликты с родителями. |
«А
ты как думаешь?..» |
«Одевайся
теплее, заболеешь!» |
Повышенное
внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные
заболевания |
«Будь
здоров, закаляйся!» |
«Не кричи так,
оглохнуть можно!» |
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность |
«Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся!..» |
«Ничего не
умеешь делать, неумейка!» |
Неуверенность в
своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
«Попробуй
еще, у тебя обязательно получится!» |
«Противная
девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке) «Негодник,
все мальчики забияки и драчуны!» (девочке
о мальчике) |
Нарушения в
психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполовом общении, трудности
в выборе друга противоположного пола |
«Все
люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя
правильно вести» |
«Неряха,
грязнуля!» |
Чувство вины,
страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в
выборе друзей. |
«Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
Нарушения
взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие;
озлобленность, агрессивность. |
«Иди
ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
|
«Ах ты, гадкий
утенок! И в кого ты такой некрасивый!» |
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуве-ренность в своих силах и
возможностях |
«Как
ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего
самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще» |
Робость, страхи,
неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность,
нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность |
«Смелее,
ты все можешь сам!» «У тебя все получится!» |
«Всегда ты не
вовремя, подожди...» |
Отчужденность,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение безза-щитности, ненужности,
«уход» в себя |
«Давай
я тебе помогу!» |
Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы
невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на
психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его
жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
· Я
сейчас занят(а)...
· Посмотри,
что ты натворил!
· Неправильно!
Это надо делать не так...
· Когда
же ты научишься?
· Сколько
раз я тебе говорила!..
· Нет!
Я не могу!
· Ты
сведешь меня с ума!
· Что
бы ты без меня делал!
· Вечно
ты во все лезешь!
· Уйди
от меня!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в
подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок
отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
· Ты
самый любимый!
· Ты
очень многое можешь!
· Спасибо!
· Что
бы мы без тебя делали?!
· Садись
с нами!..
· Я
помогу тебе...
· Я
радуюсь твоим успехам!
· Что
бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
· Расскажи
мне, что с тобой...
Чувства вины и стыда ни в коей мере не
помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой,
иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо
успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая
травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы
наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут
им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания
детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и
догадываться.
Так догадывайтесь!
Педагог
– психолог Онгороева А.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.01.2023
Дата обновления: 03.01.2023
Дата публикации: 25.02.2022